ЗАЗ 965

Можно было бы перепечатать сюда текст из Википедии или еще откуда-нибудь,  или даже самому написать энциклопедическую статью наполненную кучей цифр, описанием всех прототипов и их индексов, различий между версиями «горбатого» разных лет. Но мы считаем что важнее рассказать о том, чем был первый «Запорожець» для советских людей в начале 60х и чем он стал теперь, спустя почти 60 лет, для нас.

 

Чтобы понять, почему запорожец сравнивают с «Жуком» и называют «народным» автомобилем, нужно вернуться в конец 50х и взглянуть на советскую автомобильную промышленность. Так например в с 1955 по 1960 весь Советский Союз производил 100-120 тысяч легковых автомобилей в год, при том что население огромной страны было около 200 млн человек, т.е приходился 1 новый легковой автомобиль на две тысячи советских граждан.

Если принять во внимание что в конце 50х из этих 100 тысяч — четверть, а то и треть   уходила на экспорт, а завод МЗМА(Москвич) выпускающий именно ориентированные на «простых» советских людей автомобили в год выпускал по 20-30 тысяч машин, стоивших при этом 40 средних советских зарплат, то картина темпов автомобилизации «Страны Советов» получается безрадостная.

И вот в начале 60х на дороги 1/6 части суши выезжает «Запорожец». Завод «Коммунар», выпускавший до этого комбайны, и чуть ли не полностью перестроенный для выпуска автомобилей, выпускает каждый год столько же легковушек сколько выходит для внутреннего рынка Москвичей. При этом запорожец стоит всего 1800р, в два раза дешевле Москвича, всего 20 советских зарплат(или как тогда шутили, 1000 бутылок водки)!

рекламная брошюра экспортного запорожца

Да, конечно 300 000 «горбатых» не решили проблему автомобилизации в двухсот миллионном СССР, но Запорожец принес советскому человеку веру в то, что автомобиль может быть доступным и по-настоящему народным!

 

Горбатому — повезло! Первое поколение «Запорожцев» избежало «проклятия» многих других советских автомобилей, стоявших на конвейере по нескольку десятков лет. «Запорожец» родился и ушел актуальным! FIAT 600, дизайном которого и вдохновлялись советские конструктора при создании ЗАЗ-965, появился на свет всего на 5 лет раньше в 1955, что по меркам автомобильной индустрии тех лет — не много, а ушел с конвейера в 1969, в один год с «Горбатым».

 

FIAT 600
FIAT 600

 

Стильный европейский дизайн 50х-60х уже к  началу девяностых, перевел ЗАЗ-965 в категорию «ретро».  К тому времени он все реже и реже использовался гражданами бывшего СССР в качестве автомобиля на каждый день и все чаще и чаще воспринимался как настоящий раритетный классический автомобиль.

современная фотография

Именно вокруг «Горбатого» стали создаваться первые клубы любителей Запорожцев, в том числе и наш, первое рождение которого произошло в 1999 году.

https://www.drive2.ru/r/zaz/1387346/

 

В 21 веке, ЗАЗ-965 такой же редкий гость на городской улице как «Победа» или ГАЗ-21, увидеть его можно разве что на выставках ретро автомобилей или других мероприятиях в которых участвуют его владельцы.

https://www.drive2.ru/r/zaz/288230376151780900/

Но иногда, чаще всего солнечными летними деньками, счастливые обладатели ЗАЗ-965 просто отправляются на нем покататься, может быть потому, что им хочется увидеть вокруг побольше радостных улыбок, ведь это именно та эмоция, которую гарантированно вызовет этот маленький, юркий автомобиль.

Сайт работает на WordPress | Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑