Можно было бы перепечатать сюда текст из Википедии или еще откуда-нибудь, или даже самому написать энциклопедическую статью наполненную кучей цифр, описанием всех прототипов и их индексов, различий между версиями “горбатого” разных лет. Но мы считаем что важнее рассказать о том, чем был первый “Запорожець” для советских людей в начале 60х и чем он стал теперь, спустя почти 60 лет, для нас.
Чтобы понять, почему запорожец сравнивают с “Жуком” и называют “народным” автомобилем, нужно вернуться в конец 50х и взглянуть на советскую автомобильную промышленность. Так например в с 1955 по 1960 весь Советский Союз производил 100-120 тысяч легковых автомобилей в год, при том что население огромной страны было около 200 млн человек, т.е приходился 1 новый легковой автомобиль на две тысячи советских граждан.
Если принять во внимание что в конце 50х из этих 100 тысяч – четверть, а то и треть уходила на экспорт, а завод МЗМА(Москвич) выпускающий именно ориентированные на “простых” советских людей автомобили в год выпускал по 20-30 тысяч машин, стоивших при этом 40 средних советских зарплат, то картина темпов автомобилизации “Страны Советов” получается безрадостная.
И вот в начале 60х на дороги 1/6 части суши выезжает “Запорожец”. Завод “Коммунар”, выпускавший до этого комбайны, и чуть ли не полностью перестроенный для выпуска автомобилей, выпускает каждый год столько же легковушек сколько выходит для внутреннего рынка Москвичей. При этом запорожец стоит всего 1800р, в два раза дешевле Москвича, всего 20 советских зарплат(или как тогда шутили, 1000 бутылок водки)!
Да, конечно 300 000 “горбатых” не решили проблему автомобилизации в двухсот миллионном СССР, но Запорожец принес советскому человеку веру в то, что автомобиль может быть доступным и по-настоящему народным!
Горбатому – повезло! Первое поколение “Запорожцев” избежало “проклятия” многих других советских автомобилей, стоявших на конвейере по нескольку десятков лет. “Запорожец” родился и ушел актуальным! FIAT 600, дизайном которого и вдохновлялись советские конструктора при создании ЗАЗ-965, появился на свет всего на 5 лет раньше в 1955, что по меркам автомобильной индустрии тех лет – не много, а ушел с конвейера в 1969, в один год с “Горбатым”.
Стильный европейский дизайн 50х-60х уже к началу девяностых, перевел ЗАЗ-965 в категорию “ретро”. К тому времени он все реже и реже использовался гражданами бывшего СССР в качестве автомобиля на каждый день и все чаще и чаще воспринимался как настоящий раритетный классический автомобиль.
Именно вокруг “Горбатого” стали создаваться первые клубы любителей Запорожцев, в том числе и наш, первое рождение которого произошло в 1999 году.
В 21 веке, ЗАЗ-965 такой же редкий гость на городской улице как “Победа” или ГАЗ-21, увидеть его можно разве что на выставках ретро автомобилей или других мероприятиях в которых участвуют его владельцы.
Но иногда, чаще всего солнечными летними деньками, счастливые обладатели ЗАЗ-965 просто отправляются на нем покататься, может быть потому, что им хочется увидеть вокруг побольше радостных улыбок, ведь это именно та эмоция, которую гарантированно вызовет этот маленький, юркий автомобиль.